Дети - наше будущее, какими вырастут современные воспитанники детских садов и школьники во многом зависит от родителей и педагогов. Формирование культуры безопасного поведения, изучение правил безопасности -это гарантия защиты наших детей от опасностей. Чаще всего трагические происшествия происходят, когда дети предоставлены сами себе, именно поэтому важно, подготовить их к форс-мажорным и экстремальным обстоятельствам сейчас.
В дни школьных каникул дети находятся вне стен школы, посещают различные мероприятия, путешествуют с родителями или просто отдыхают, совершая прогулки по городу. При этом следует ознакомить их с правилами поведения в ситуациях, с которыми они могут столкнуться.
Детская шалость — одна из причин пожаров
Процент пожаров, возникающих от так называемых детских шалостей с огнем, стабильно высок и часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика любовь детей к огню, порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы и т. п. Места для совершения подобных "подвигов" они нередко выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки, подвалы.
Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и, хорошо, если те подоспеют вовремя. Причем причины бед весьма просты - взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки или отопительные электроприборы, не говоря уже о том, что последние иногда забывают выключать. Кроме того, если дети вздумают открыть дверцу печки, где горят дрова или уголь, то горящие головни или искры могут выпасть на пол. Шалости детей, казалось бы, с безобидными электрообогревательными приборами тоже могут довести до беды.
Родители, оставляющие на некоторое время детей одних (особенно мальчиков), должны оглядеться в своем доме, мысленно пофантазировать на тему "Опасные игры без взрослых" и принять необходимые меры предосторожности. Как правило, просто запреты мало что значат.
В качестве примеров можно привести такие развлечения: игры со свечкой (зажигалкой) под кроватью или в кладовке; бросание горящих спичек, самолетиков с балкона; выжигание по дереву и не только по дереву; зажигание газа и «исследование» горения различных материалов, в том числе и полиэтилена, который образует горящие падающие капли (кстати, все полимеры при горении выделяют большие количества токсичных веществ). В более старшем возрасте, когда ребенок изучает химию и физику, «домашние опыты» усложняются. Например, придя вечером с работы, можно почувствовать в коридоре запах карбида кальция и обнаружить следы ацетиленовой резки металла; хорошо, если только в виде проплавленной металлической пластины.
Культуру пожаробезопасного поведения необходимо прививать детям с раннего детства и не прекращать этой работы по мере их взросления, переходя вместе с ними на новый уровень. Это долгий и трудный процесс, в котором каждый из нас должен принимать участие.
Говоря обо всем этом, конечно, следует упомянуть об огромном материальном ущербе от пожаров, однако главной потерей может стать самое дорогое - здоровье или сама жизнь ребенка.
Поведение детей при пожаре, прежде всего малолетних, имеет свои особенности, которые надо учитывать. Как правило, развитие пожара сопровождается обильным выделением дыма, который быстро заполняет не только горящие, но и соседние помещения, особенно верхние этажи. Пожарные прежде всего ищут в дыму людей, чтобы спасти и оказать им первую помощь, тем более если пожар случился в многоэтажном здании. Сложнее всего отыскать детей, так как им свойственно прятаться от опасности, повинуясь инстинкту самосохранения, в самые дальние уголки: под кровати, столы, в кладовки, и поэтому помощь к ним может подоспеть слишком поздно.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законом порядке.
Дети и электричество
К ожогам различной степени тяжести и, что самое печальное, к смерти может привести пренебрежение правилами электробезопасности.
Следует помнить, что природная детская страсть к «исследованиям» может привести к трагическим последствиям.
Не лишним будет знать, что организм ребенка обладает более низким электрическим сопротивлением, чем организм взрослого человека. Следовательно, сила воздействия электрического тока на детский организм существенно выше, чем на взрослого. Удар электрического тока напряжением 220 В, для взрослого будет лишь чувствительным, тогда как для ребенка может оказаться смертельным.
Вывод: задача взрослых - создать условия, при которых ребенок ни при каких обстоятельствах не сможет коснуться проводов или приборов, которые находятся или могут оказаться под напряжением.
Следует неукоснительно выполнять ряд важных правил электробезопасности:
- маленькому ребенку недопустимо позволять самостоятельно втыкать вилку в розетку или выдергивать ее оттуда - пальцами он может замкнуть контакты вилки на себя;
- розетки и выключатели должны размещаться на высоте, недоступной для ребенка, или быть загорожены предметами мебели, которые он не сможет самостоятельно отодвинуть (шкаф, тяжелая тумба);
- те розетки, до которых ребенок может дотянуться рукой, должны быть закрыты специальными заглушками (они продаются в магазине электротоваров);
- тройники, находящиеся в доступном месте (например, около телевизора или компьютера), должны иметь специальные отодвигающиеся заслонки - в гнезда такого тройника ребенок не сможет самостоятельно вставить вилку электроприбора или воткнуть какой-либо предмет (гвоздь, шпильку, булавку и т.п.).
Правила поведения на дороге.
1. Переходите дорогу только на зелёный сигнал светофора.
2. Переходить дорогу можно только на пешеходном переходе, обозначенном специальным знаком и «зеброй». При наличии подземного перехода предпочтительней использовать его при переходе через дорогу.
3. При переходе через дорогу на пешеходном переходе, не оборудованном светофором, следует не забывать сначала посмотреть направо, а, дойдя до середины дороги, налево.
4. Не следует перебегать дорогу перед близко едущей машиной. Лучше подождать, когда она проедет. Водитель может не успеть затормозить, а вы можете неожиданно упасть, создавая тем самым аварийно опасную ситуацию, а также ситуацию опасную для вашей жизни и жизни водителя.
5. Не забывайте, что при переходе через дорогу автобус и троллейбус следует обходить сзади, а трамвай спереди.
6. При проезде в пригородных поездах соблюдайте правила поведения;
переходите железнодорожные пути в строго отведённых для этого местах.
7. При пользовании общественным транспортом соблюдайте правила поведения
в общественном транспорте, будьте вежливы, уступайте места пожилым пассажирам,
инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам.
Правила поведения зимой и весной на открытых водоемах
1. Не выходите на тонкий неокрепший лед.
Места с темным прозрачным льдом более надежны, чем соседние с ним — непрозрачные, замерзавшие со снегом.
Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них очень легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью.
В случае крайней необходимости перехода опасного места на льду завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, если сзади движется товарищ. Переходите это место с большим шестом в руках, держа его поперек тела.
Помогая провалившемуся под лед товарищу, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку, к тому же при сближении легче обломить кромку льда.
Попав случайно на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
Не ходите с грузом за плечами по ненадежному льду. Если этого нельзя избежать, обязательно снимайте одну из лямок заплечного мешка, чтобы сразу освободиться от него в случае провала.
8. При провале под лед не теряйтесь, не пытайтесь ползти вперед и
подламывать его локтями и грудью. Постарайтесь лечь "на спину и выползти на свой
след, а затем, не вставая, отползти от опасного места.
9. При проламывании льда необходимо:
Избавиться от тяжёлых, сковывающих движения предметов;
Не терять времени на освобождение от одежды, так как в первые минуты, до полного намокания, она удерживает человека на поверхности;
Выбираться на лёд в месте, где произошло падение;
Выползать на лёд методом «вкручивания», т.е. перекатываясь со спины на живот;
Втыкать в лёд острые предметы, подтягиваясь к ним;
Удаляться от полыньи ползком по собственным следам.
Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом.
При соблюдении всех этих несложных правил свое свободное время можно провести весело и интересно, а главное - безопасно!
ГУ МЧС России по Орловской области
Безопасность на переменах
Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в перерывах между занятиями - на переменах. Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.
Общие требования безопасности на переменах
1. Не нарушать дисциплину.
2. Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по
лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное
падение на таком твёрдом покрытии может привести к серьёзной травме: перелому
конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.
Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
6. Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.
7. Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
Осторожно, газ!
Угарный газ является одним из наиболее токсичных компонентов продуктов горения. Первые признаки отравления угарным газом - это ухудшение зрения, снижение слуха, легкая боль в области лба, головокружение, ощущение пульсации в висках, снижение координации и мышления. При этих ощущениях нужно немедленно покинуть помещение, выйти на свежий воздух.
Первая помощь должна быть быстрой и квалифицированной. В случаях легкого отравления следует дать пострадавшему крепкий чай, кофе; давать нюхать нашатырный спирт. При сильном отравлении, сопровождающимся тошнотой, рвотой, пострадавшего следует вынести на свежий воздух. Если этого невозможно, нужно прекратить поступление угарного газа в организм, надев на пострадавшего изолирующий противогаз, самоспасатель или фильтрующий противогаз марки «ЦэО».
Расстегнуть воротник, пояс. Придать телу удобное положение. Обеспечить покой. Если пострадавший находится без сознания, ему необходимо придать так называемое «безопасное положение» - на правом боку спиной вверх, с согнутыми левой рукой и ногой. При этом освобождаются дыхательные пути и исключается западание языка в гортань. Согреть организм с помощью грелок, горчичников к ногам. Однако следует соблюдать осторожность, так как у пострадавших от угарного газа нарушен порог болевой чувствительности и повышается склонность к ожогам. Обязательно и как можно быстрее следует вызвать врача.
В случаях тяжелого отравления - обеспечить человеку возможно более раннее и длительное вдыхание кислорода, вытесняющего угарный газ.
Правила пользования газовыми приборами
Многие часто забывают о том, что собственная безопасность, а также безопасность соседей и родственников - это забота не только профессионалов, но и нас самих потребителей.
Только правильное использование газа в быту, соблюдение правил безопасности при эксплуатации газовых приборов позволит избежать многих бед, вызванных неосторожным обращением с «голубым» топливом, и сохранить жизнь себе и своим близким.
Важно помнить:
- перед включением всех газовых приборов необходимо проветривать
помещение и на все время работы оставлять форточку открытой. Не оставляйте
работающие газовые приборы без внимания и следите, чтобы пламя конфорки не
погасло;
- перед включением газовой плиты или горелки нужно сначала зажечь спичку,
затем поднести огонь к конфорке и только после этого можно открывать кран на
газовом приборе;
- следить за исправностью дымоходов и вентиляционных каналов - проверять
тягу до и после включения газового оборудования с отводом продуктов сгорания в
дымоход, а также периодически во время его работы;
- регулярно проверять исправность газового оборудования.
Запрещается:
- использовать газовые плиты для обогрева помещений;
- использовать газовые приборы с неисправной или отключенной автоматикой безопасности;
- оставлять работающие газовые приборы без присмотра;
- допускать к пользованию газом детей и лиц в нетрезвом состоянии;
- самостоятельно проводить установку и ремонт газового оборудования.
Правила пользования индивидуальными газовыми баллонами:
- баллон с газом должен устанавливаться на расстоянии не менее 0,5 метров от
газовой плиты и не менее 1 метра от отопительных приборов, расстояние до открытого
источника огня должно быть не менее 2 метров;
- при невозможности установки в одном помещении с газовой плитой баллон
устанавливается на улице в запирающемся металлическом шкафу с отверстиями для
проветривания;
- во время замены баллонов запрещается пользоваться открытым огнем,
курить, включать и выключать электроприборы;
- запрещается устанавливать неисправные баллоны.
При появлении запаха газа:
- не включайте и не выключайте электроприборы;
- не допускайте образования искры или огня в загазованном помещении;
- немедленно сообщите об инциденте в газовую службу по телефону 04.
До прибытия специалистов аварийной газовой службы по возможности организуйте охрану загазованного места и проветривание помещения.
Берегите себя и своих близких, следите за исправностью газового оборудования, не прибегайте к его самостоятельной установке или ремонту.
Правила поведения при пожаре
1. Не играй со спичками
2. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.
3. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, они могут взорваться.
4. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель).
5. Не растапливай печь самостоятельно (особенно с помощью бензина, керосина).
6. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.
7. Не играй без взрослых новогодними фейерверками и хлопушками.
8. Не играй с бензином и другими горючими веществами.
9. Никогда не прячься в шкаф или под кровать, пожарным будет трудно найти тебя там.
10. Когда в доме горит, быстрей выбегай на улицу. Ни за что не задерживайся из-за
игрушек, собаки или кошки.
Если пожар все же возник вам необходимо
Постарайся первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине).
2. Позвони в пожарную охрану по телефону 101, сообщи свой адрес и что горит.
3. Если задымление в квартире ляг на пол (там меньше дыма), и постарайтесь добраться до выхода из горящего помещения.
4. Рот и нос закрой влажной тряпкой.
5. Не открывай окно, (это усилит горение).
Если чувствуешь запах дыма в подъезде, не открывай входную дверь (огонь и дым могут ворваться в твою квартиру), лучше уйти в дальнюю комнату и из окна позвать на помощь.
7. Если горит твоя одежда надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.
8. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.
Познакомьте ребенка с порталом «Спас-экстрим»
Па специализированном сайте «Спас-Экстрим»(www.spas-extreme.ru), посвященном вопросам детской безопасности, ребята смогут ознакомиться с интересными материалами по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, попробовать себя в роли спасателей в игре, принять участие в увлекательных конкурсах, прочесть образовательные материалы в виде книг, написанных специально для детей. Также ресурс будет полезен для родителей и педагогов, которые могут почерпнуть много полезной информации о методике и формах обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Главное управление МЧС России по Орловской области и подчиненные учреждения проводят различные тематические мероприятия, направленные на предупреждение пожаров из-за детской шалости, подготовку к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуациях. Но профилактическая работа должна проводиться и дома. В связи с этим Главное управление МЧС России по Орловской области обращается к родителям: не забывайте говорить со своими детьми о правилах безопасного поведения.
Отдых современных школьников уже невозможно представить без «прогулок» по всемирной паутине. Для повышения знаний по безопасности детей существует интернет-портал детской безопасности «Спас-экстрим». Он содержит шесть основных разделов - «ОБЖ», «Творчество», «Новости», «Юные герои», «Помощь психолога», «Как стать спасателем» и «Основная тема». Разделы постоянно обновляются.
На главной странице ребята смогут подробно узнать об экстренных службах, для чего они нужны, когда и по какому номеру их нужно вызвать. В центре внимания - «Основная тема», которая затрагивает актуальные сезонные риски и основные опасности, связанные с ними, а также важные мероприятия и даты. Раздел содержит краткую вводную часть, комиксы, инфографику, кроссворды, сканворды, раскраски, видео, детские рисунки, сочинения. В легкой и увлекательной форме детям представлена информация о простых и нужных правилах информации.
В разделе «ОБЖ», состоящем из серии уроков, размещается информация о правилах безопасности по направлениям различных министерств и ведомств. Правила оформляются в виде инфографики в наглядной и понятной для детей форме. Заканчивается урок небольшим тестированием с возможностью проверки и закрепления полученных знаний. Также здесь размещены методические пособия для преподавателей ОБЖ и воспитателей.
В разделе «Творчество» размещаются самые лучшие художественные работы детей со всей страны - картины, стихи, проза. В разделе «Юные герои» представлен список ребят, которые совершили героические поступки, и могут стать примером для подражания.
Для большей доступности детский портал есть и в популярных соц. сетях
Одноклассники https://ok.ru/spasik.mchs
ВКонтакте https://vk.com/spasikmchsrf
Инстаграм https://www.instagram.com/spasik mchs/
Фейсбук https://www.facebook.com/spasikmchsrf
Ютубе https://www.youtube.com/user/spasikmchs
Твитер https://twitter.com/spasikmchsrf
Подписавшись на странички в этих социальных сетях, ребята смогут посмотреть интересные фильмы и ролики по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, вовремя узнать о сезонных рисках, попробовать себя в роли спасателей в тематических играх, почитать книжки, буклеты и комиксы, созданные МЧС для детей. Время, проведенное детьми на этих страничках, пойдет им на пользу, научит быть ответственными и соблюдать все правила безопасности.
ГУ МЧС России по Орловской области