2023-12-06 16:05:45
Основным инструментом злоумышленников для хищения денег остается
использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под
психологическим воздействием добровольно переводит деньги или раскрывает банковские
сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение. Проблема мошенничества
актуальна как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц.
Телефонный звонок – ключевой инструмент мошенников, которые занимаются хищением
денежных средств. Они постоянно придумывают все более изощренные схемы и
сценарии для звонка, чтобы заполучить доступ к деньгам. Схемы злоумышленников
часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые
новости или события. Чтобы вызвать доверие, они могут обращаться по имени и
отчеству. С первых минут разговора мошенники начинают давить авторитетом и
должностью. Приведем некоторые распространенные способы обмана:
1. Якобы сотрудник Пенсионного фонда, соцслужбы. Мошенники сообщают, что гражданину
положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или какого-нибудь
фонда. Причем для получения этой выплаты никуда ходить не надо: все деньги
переведут на карту, необходимо только продиктовать все ее реквизиты, в том
числе код с обратной стороны.
2. Якобы сотрудник поликлиники, аптеки, медицинского центра. Мошенники
соотносят информацию о проблемах со здоровьем гражданина и сообщают ему о
появлении дефицитного и дорогого лекарства по специальной цене, которое надо
срочно выкупить. Злоумышленники объясняют, что человек платит полную стоимость,
а разницу в цене по скидке вернут ему на карту, реквизиты которой необходимо
сообщить звонящему.
3. Якобы сотрудник банка (как правило, представителя службы безопасности).
Сценарии могут быть разные: от классического "с вашей карты пытаются перевести
деньги" до пугающего «по карте замечены подозрительные операции, и она
заблокирована». В любом случае итогом будет просьба сообщить информацию по
карте или счету, код из СМС-сообщения.
4. Якобы друг, родственник. Мошенник может представиться родственником/другом,
попавшим в неприятную ситуацию, или ее случайным свидетелем, а также
представителем правоохранительных органов, который готов помочь гражданину с
решением проблемы. Схема довольно старая, но мошенники продолжают ею
пользоваться, так как страх за близкого человека – это очень сильная эмоция.
Мошенники очень часто представляются якобы сотрудниками Центрального банка
(Банка России). Гражданам звонят и от имени Центробанка сообщают, что по их
карте зафиксирована подозрительная активность: пытаются перевести все деньги за
рубеж.
Чтобы сохранить свои деньги и подтвердить, что это не сам человек совершает
данную операцию, ему необходимо открыть в Центробанке
«защищенный/безопасный/специальный» личный счет. Для этого уточняют паспортные
данные, просят подтвердить данные по счету/карте, а для открытия счета просят
подтвердить небольшой перевод на этот счет, который Центробанк якобы совершает
для своих клиентов, то есть сообщить код из СМС.
Следует помнить, что Банк России не работает с физическими лицами. При
поступлении телефонного звонка от Банка России немедленно прервите разговор.
Также иногда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных
органов. Такие мошенники долго и подробно рассказывают об обстоятельствах
уголовного дела, участником которого, по их словам, гражданин является.
Далее для уточнения информации они просят сообщить личную и финансовую
информацию. Это и является признаком того, что гражданин разговаривает с
мошенником: правоохранительные органы не просят назвать по телефону финансовую
информацию.
Помните, что настоящие сотрудники полиции никогда не запрашивают личные и
финансовые данные по телефону.