Приложение
к приказу отдела образования
Дмитровского района
Орловской области
"07" сентября 2022 г. № 156/1
Положение
о группе продленного дня (ГПД) в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее новое Положение о группе продленного дня (ГПД) в школе разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г с изменениями на 14 июля 2022 года, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", Письмом Минобрнауки России от 24.09.2014 № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня» (вместе с «Методическими рекомендациями но нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), а также Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Положение о
группе продлённого дня организации, осуществляющей образовательную деятельность,
определяет цели и задачи, устанавливает порядок комплектования и организацию
деятельности группы продленного дня (далее — ГПД), обозначает права и
обязанности участников образовательной деятельности ГПД и регламентирует их
делопроизводство.
1.3. Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в
ней обучающихся принимается образовательной организацией, реализующей
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего
образования, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в
порядке, определенном уставом школы. В группе продленного дня осуществляются
присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к
учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и
культурные мероприятия.
1.4. Организация деятельности
ГПД основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития
личности.
1.5. Деятельность ГПД
регламентируется утвержденным режимом дня и планом работы воспитателя.
Предельно допустимая педагогическая нагрузка в ГПД - не более 30 часов в
неделю.
1.6. Каждый организованный
выход детей группы продленного дня за пределы территории школы разрешается
приказом директора школы с установлением ответственного за сохранность жизни и
здоровья воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории
школы утверждаются директором школы.
1.7. Группы продленного дня открываются школой по согласованию с муниципальным
органом управления образованием на учебный год. Комплектование ГПД проводится
до 1 сентября.
1.8. Функционирование группы продленного дня осуществляется с 1 сентября по 30
мая.
1.9. Информация о деятельности ГПД размещается на официальном сайте
организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на информационном
стенде в школе.
2. Цели и задачи ГПД
2.1. ГПД создается в целях оказания
всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении,
воспитании и развитии творческих способностей обучающихся.
2.2. Основными задачами ГПД являются:
· организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей;
· создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся;
· организация пребывания обучающихся в школе для активного участия их во внеурочной и внеклассной работе;
· создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в части организации внеурочной деятельности;
· организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
3. Порядок комплектования ГПД
3.1. Школа организует ГПД для
обучающихся 1-4 классов при отсутствии медицинских противопоказаний для
посещения групп продленного дня. Группы могут быть: класс-группа, смешанные.
При необходимости возможно комплектование разновозрастных групп.
3.2. Наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 25 человек.
3.3. Контингент ГПД формируется школой, следующим образом:
· проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в группе продленного дня;
· комплектуется контингент ГПД обучающихся из одной параллели классов;
· организуется сбор необходимой документации (заявлений родителей (законных представителей) до 1 сентября учебного года;
· не позднее 1 сентября учебного года издается приказ о функционировании ГПД в текущем учебном году с указанием: наполняемости групп, нагрузки воспитателей, режима и организации работы, возложения ответственности на воспитателей за сохранность жизни и здоровья детей, определения должностных обязанностей воспитателей, возложения контроля на администрацию, определением учебных и игровых помещений.
3.4. Зачисление
обучающихся в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность, по письменному заявлению родителей
(законных представителей).
3.5. При зачислении в группу продленного дня преимущественным правом обладают
дети из малообеспеченных, многодетных семей.
3.6. Для организации работы ГПД администрацией школы выделяются и оснащаются необходимое количество помещений.
4. Организация образовательной деятельности в ГПД
4.1. Предоставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, услуги по присмотру и уходу за обучающимися в ГПД осуществляется без взимания платы (за счет собственных средств образовательной организации). Правоотношения на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД подтверждаются следующими документами:
· заявлением родителей (законных представителей) обучающегося о приеме в ГПД;
· приказом директора образовательной организации о зачислении обучающегося в ГПД;
· договором о предоставлении услуги по присмотру и уходу за обучающимся.
4.2. Финансирование групп продленного дня осуществляется за счет средств учредителя.
4.3. Режим работы групп продленного дня,
утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную
деятельность, и доводится до сведения родителей (законных представителей).
Период пребывания детей в группе продленного дня согласуется с родителями
(законными представителями).
4.4. При организации работы групп продленного дня учитываются требования
действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4.5. Обеспечение соблюдения обучающимися личной
гигиены и режима дня включает:
· организацию прогулок и отдыха обучающихся;
· организацию самоподготовки;
· организацию занятий по интересам.
4.6. Для обеспечения максимально
возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся,
посещающих ГПД, осуществляется рациональная организация режима дня. Реализуется
сочетание видов деятельности обучающихся в ГПД с двигательной активностью на
воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные игры). После
самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в
кружках, играх, подготовка к общешкольным мероприятиям и др).
4.7. Для восстановления работоспособности обучающихся после окончания учебных
занятий в образовательной организации перед выполнением домашних заданий
организуется прогулка.
4.8. В режиме работы ГПД указывается время для
организации:
· прогулок на свежем воздухе и спортивных игр. Прогулку рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе или перенёсшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения;
· внеклассных занятий различной воспитательной направленности;
· самоподготовки обучающихся (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам). При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты. Обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, предоставлять возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой). При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели;
4.9. Длительность отдельных компонентов
режима в группах продленного дня определяется дифференцированно в зависимости
от возраста обучающихся, количества учебных уроков, объема домашних заданий,
начала сменности обучения в соответствии с требованиями действующих
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Занятия по самоподготовке
следует начинать не ранее 1,5-2 часов после окончания уроков и прогулки.
4.10. Продолжительность прогулки для воспитанников составляет от одного до двух
часов. Самоподготовку следует начинать с 15 часов. Продолжительность самоподготовки
определяется классом обучения:
· в 1-х классах – самоподготовки нет;
· во 2-3-х классах – до 1,5 часов;
· в 4-х классах - до 2 часов.
После самоподготовки — участие детей во
внеклассных мероприятиях: занятиях в творческих объединениях, играх и т.п.
4.11. В образовательной организации предусмотрено двухразовое питание
обучающихся из средств муниципального бюджета: завтрак - на первой или второй
перемене во время учебных занятий; обед - в 12.25 – 13.30 часов, полдник для
воспитанников ГПД – в 15.30 – 16.30 на финансовые средства родителей.
4.12. Контроль за качеством питания обучающихся групп продленного дня
осуществляет директор образовательной организации.
4.13. Для работы ГПД с учетом расписания учебных занятий в школе могут быть
использованы учебные кабинеты, физкультурный и актовый залы, читальный зал
библиотеки. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность
учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического
работника, ответственного за проведение досугового занятия с воспитанниками.
4.14. Медицинское обслуживание воспитанников ГПД обеспечивается медицинскими
работниками школы в пределах своих должностных обязанностей.
4.15. Личные гигиенические предметы должны приобретаться родителями
воспитанников группы продленного дня и храниться в определенном месте.
4.16. По письменной просьбе родителей (законных представителей) воспитатель в
ГПД может отпускать воспитанников 2-4 классов для занятий в кружках и секциях
на базе школы, посещения учебных занятий в учреждении дополнительного
образования. Перемещение воспитанников 1 классов для занятий в кружках и
секциях на базе школы происходит в сопровождении дежурного педагога или
воспитателя в ГПД, или педагога дополнительного образования.
4.17. По заявлению родителя (законного представителя) воспитатель в ГПД может
отпускать ребенка домой (в указанное в заявлении время) самостоятельно.
Ответственность за жизнь и здоровье в таком случае возлагается на родителей (законных
представителей).
5. Права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД
5.1. Права и обязанности работников
школы и обучающихся, посещающих ГПД определяются уставом, правилами внутреннего
распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением.
5.2. Директор школы, его заместитель по
учебно-воспитательной работе несет ответственность
за создание необходимых условий для работы группы продленного дня и организацию
в ней образовательной деятельности, обеспечивает охрану жизни и здоровья
воспитанников, утверждает режим работы группы, организует методическую работу
воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в ГПД.
5.3. Воспитатель ГПД несет персональную
ответственность:
· качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время;
· за жизнь, здоровье и безопасность детей во время нахождения в ГПД;
· за соблюдение прав и свобод ребенка;
· за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение;
· за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности;
· за нарушение Правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством;
· за виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским, административным законодательством;
· за правильное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми.
5.4. Воспитатели ГПД обязаны:
· планировать и организовывать учебно-воспитательную деятельность в группе продленного дня с учётом специфики требований ФГОС НОО;
· создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся с учётом специфики требований ФГОС НОО;
· проводить с детьми во внеурочное время внеклассные, внешкольные образовательно-воспитательные, развивающие мероприятия;
· организовать и контролировать самостоятельную работу обучающихся по выполнению домашних заданий, оказывать необходимую помощь;
· своевременно оформлять документацию школы;
5.5. Родители обучающихся, посещающих ГПД обязаны:
· оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении школьников, обеспечивать единство педагогических требований к ним;
· помогать в организации досуга обучающихся;
5.6. Родители несут ответственность за:
· своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные мероприятия;
· внешний вид обучающегося, требуемый Положением о школьной форме;
· воспитание своих детей;
· за занятия в системе внеурочной работы;
· своевременный уход детей из школы до 18.20, только в сопровождении родителей или лиц, которым доверяют родители по заявлению забирать из ГПД.
5.7. Обучающиеся обязаны:
· соблюдать Устав школы;
· бережно относится к имуществу школы;
· соблюдать правила поведения в школе;
· выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка;
· предупреждать воспитателя об уходе из ГПД, в случае самостоятельного ухода или прихода за ним родителей (законных представителей, лиц, указанных в заявлении).
5.8. Обучающиеся имеют право на:
· получение дополнительного образования по выбору;
· на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение человеческого достоинства.
6. Делопроизводство ГПД
6.1. К документам ГПД относятся:
· рабочая программа;
· должностная инструкция воспитателя ГПД;
· журнал посещаемости обучающихся в ГПД;
· ежедневные планы;
· заявления родителей (законных представителей) о принятии в ГПД, завизированные директором;
· списки воспитанников группы продленного дня;
· выписка из приказа о создании ГПД и назначении воспитателя в данную группу;
· копия данного Положения;
· журнал посещаемости обучающимися внеклассных и внеурочных занятий.
6.2. Воспитатели ГПД представляют отчёт
о проделанной работе один раз в конце учебного года, предоставляют необходимую
информацию - по мере необходимости и запросу администрации школы.
6.3. Воспитатель ГПД отвечает за состояние и организацию образовательной
деятельности в ГПД, систематически ведёт установленную документацию группы
продлённого дня, отвечает за посещаемость группы обучающимися.
7. Перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД
7.1. При организации деятельности ГПД оказываются следующие услуги по присмотру и уходу за детьми:
· организация питания (полдник) за счет средств родителей (законных представителей) обучающихся;
· хозяйственно-бытовое обслуживание детей (соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД: ежедневная влажная уборка, дезинфекция, проветривание помещения и т.п.);
· обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня, включающее в себя организацию прогулок, спортивных минуток и отдыха детей;
· организацию самоподготовки (подготовка домашних заданий);
· организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
8. Финансово-экономические условия предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД
8.1. Финансово-экономические условия
предоставления услугу по присмотру и уходу за детьми в ГПД обеспечиваются в
рамках услуги «Осуществление присмотра и ухода за обучающимися в группе
продленного дня в учреждениях, реализующих образовательные программы начального
общего, основного общего и среднего общего образования для всех категорий
обучающихся».
8.2. Нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов
в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
8.3. Контроль за деятельностью в ГПД осуществляет заместитель директора по УВР
(ответственность определяется приказом директора образовательной организации).
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о группе продлённого дня является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
9.3. Положение
о группе продлённого дня общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.